SIBTRIBAL. Всё о трайбле в Cибири.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тюбетейки

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://s017.radikal.ru/i434/1203/11/87f203bb8dea.jpg

Сергей Алибеков
Эссе о тюбетейке

(Опубликовано в "Звезде Востока", No4, 1992 г., с. 57)

       Белое и черное. Два полюса - два начала. Поле черного квадрата - космос, тьма. Четыре белых элемента - круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке - спокойствие, гармония.

       Кого благодарить за эту деталь национального костюма, за эту вершину прикладного искусства?  Казалось бы, все предельно просто, но, очевидно, подобная доступность и открытость и вызывает невероятный восторг. Черный купол, будто напоказ, оттеняет макушку головы, где расположились четыре завитка: миндаль или перец, или крыло фазана, кто знает? Остается лишь крохотное зияние между нашей догадкой и неуловимой дрожью постоянно ускользающей истины. Может, и к лучшему, поскольку в данном случае мерцание, зыбкость, неопределенность доставляют нам колоссальное наслаждение.

       Нетрудно представить - вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо - выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику,  контраст, нюанс - они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону - другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.
 
   Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная - куполообразная с "барочными" компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности "языка" применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма  уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска), что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а "кометы", резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка. Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати "арок" (они спаяны - одна с другой - по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки -модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие "арок" абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, "спонтанном" творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

        В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу - потаенную силу традиций, - хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века...

     Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.

Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.

***

Из коллекции тюбетеек Сергея Алибекова:

http://s017.radikal.ru/i444/1203/38/1bc3e8029731.jpg

http://s017.radikal.ru/i408/1203/c4/7150d9c58f11.jpg

http://s017.radikal.ru/i438/1203/e8/aad49b3bb946.jpg

http://s017.radikal.ru/i410/1203/5b/c647892212c3.jpg

http://s017.radikal.ru/i412/1203/4b/b1d98f0a4c89.jpg

http://i020.radikal.ru/1203/3d/a1a24b437842.jpg

http://s017.radikal.ru/i437/1203/eb/0b12d7d6833e.jpg

http://i020.radikal.ru/1203/75/62ee0bacaa9b.jpg

http://s018.radikal.ru/i521/1203/47/fea75ab899c0.jpg

http://i068.radikal.ru/1203/d0/a6de8ce647e4.jpg

http://s52.radikal.ru/i137/1203/46/c30c6eb23761.jpg

http://i068.radikal.ru/1203/3c/d725910f1b2a.jpg

http://i015.radikal.ru/1203/e4/347f932a7890.jpg

http://s54.radikal.ru/i144/1203/00/213596736e73.jpg

http://i015.radikal.ru/1203/09/acd8b78a604a.jpg

0

2

Любопытная версия об орнаменте Ферганской тюбетейки
Наргиза Саидова
Источник: www/uzbekLA.com

          Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже.

           По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части – ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки также не случайна – автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур».

         Цвет тюбетейки – насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырок. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра - это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки - это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации.

          Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую тюбетейки и их родоначальницу – Чустскую тюбетейку, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом (любопытно, что в современной медицине аборты у женщин также допускаются только до трехмесячного развития плода. В дальнейшем операция по удалению плода считается опасной для жизни матери).

           Вечное повторение всего в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки - малые, а две - большие. Малая арка отображает бешик - колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки - это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка - тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке - бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.

0