SIBTRIBAL. Всё о трайбле в Cибири.

Объявление

Мы рады видеть Вас на сайте, посвященном сибирскому трайблу и трайбл-культуре!

Будем рады всяческому сотрудничеству и душевному позитивному общению!
С уважением, команда SIBTRIBAL©




12-13 ИЮНЯ 2014
ЛЕТНИЙ VII ФЕСТИВАЛЬ SIBTRIBAL Hot Summer 2014
Фестиваль SIBTRIBAL: самое значимое событие в трайбл-жизни Сибири ! Обучение стилю преподавателей и исполнителей, сильнейшее сочетание мастерклассов от лучших преподавателей трайбла, а также трайбл-тусовки и галаконцерт - полное погружение в стиль для совершенствования знаний и умений танцовщиц.. Наш фестиваль - для всех, кто хочет знать о трайбле больше!



Если Вам не пришло письмо активации с паролем,
пожалуйста, пришлите на sibtribal@yandex.ru свой ник и мы вышлем Вам Ваш новый пароль!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SIBTRIBAL. Всё о трайбле в Cибири. » Tribal - настроение » Женское украшение Пого


Женское украшение Пого

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://uploads.ru/t/J/1/F/J1FyD.jpg
Пого (ПOFO) - хакасское женское нагрудное украшение, сохранившее за время своего бытования устойчивость формы с незначительными модификациями. Это украшение представляет собой полусферическое, иногда подково- или копытообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером, коралловыми мелкими бусами и перламутровыми круглыми пластинами тана с кораллом посередине. Основной акцент делался на перламутрах тана в нечетном количестве — от трех до девяти. В 19 в. пого носили на уровне живота, современные женщины обычно его носят на уровне груди.
http://uploads.ru/t/u/l/L/ulLD1.jpg
Сваха и невеста - качинки. фото сделал Федоров Н.В. в 1910 году
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека — вступлением в брак, созданием семьи. Пого — принадлежность одежды свахи, многодетной благополучной женщины. Пого надевали поверх свадебной одежды. В ансамбле с Пого на свахе должна быть — родовая шапка.
http://uploads.ru/t/Y/S/r/YSr46.jpg
Прибытие свах
http://uploads.ru/t/H/f/T/HfTtw.jpg
Пого. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П. Черепанова, 1947г.
Термин «Пого», изменяясь во времени, вобрал в себя и сохранил значение родового узла счастья, состоявшего из знаков солнца и луны, ход Солнца по небу — вместилище души, тесно связанные с идеей плодородия, деторождения.

В этимологическом словаре есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.
http://uploads.ru/t/P/M/2/PM2f9.jpg
Напоминает по форме пого и полумесяц с закругленными рожками. Обтянутый плисом, украшенный перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы и бисер, образуя круги, сердечки, «почки», трехлистники и другие древние узоры. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силбiрге с мелкими серебряными монетками на концах.
Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы.
http://uploads.ru/t/m/b/g/mbgVX.jpg
В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.
У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.
Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску. В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега. Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”.
http://uploads.ru/t/W/x/5/Wx5pL.jpg
Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.
Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.
http://uploads.ru/t/Z/Y/w/ZYwys.jpg
Обычно женщины готовили пого своим дочерям перед свадьбой.
Вот как описывает пого Шибаева Юлия Артемьевна, известный этнограф, которая в советские времена прошла репрессии, в своей книге "Одежда хакасов". Книга была написана по итогам сбора материалов в экспедициях по Хакасии в 1945-1951 гг.
"В народный костюм входят и украшения. Среди них, бесспорно, наиболее интересны у качинок их нагрудные украшения - пого. Известны они у них давно
Носили их исключительно замужние женщины (но только не вдовы).
Пого представлял собой закругленный кусок плотной ткани или кожи размером примерно 30x30 см. с лицевой стороны покрытый тканью, чаще всего бархатом, и сплошь богато расшитый разноцветными бусами, кораллами, монетами, серебряными и золотыми бляхами, украшенный аграфами, а также круглыми перламутровыми пуговицами, что вместе составляло определенный красочный орнамент. Все это покупалось, и стоило пого очень дорого.
К верхним краям пришивали тесьму, которую надевали на шею, и, таким образом, пого ложилось на грудь. Носить пого полагалось поверх идектiг тон и надетый на него сигедек.
http://uploads.ru/t/q/X/r/qXr42.jpg
Пого Кичили Ивановны Шурышевой было справлено еще ее бабушкой по матери.

Отредактировано Ruva (2012-02-03 14:34:18)

0

2

Это пого, самое позднее, относится к 70-м годам XIX века. Оно считалось очень ценным из-за обилия на нем покупных перламутровых пуговиц.
Каркас пого сделан из четырех слоев простой ткани, которую пропитали мучным тестом и высушили, отчего он стал твердым. С изнанки пого обшито ситцем, а с лица черным бархатом. По последнему суровыми нитками нашиты разноцветный бисер и крупные и мелкие перламутровые пуговицы. Края отделаны подвесками из прозрачных бусинок и тонких золотых мишурных шнурочков (подвески). на которые нанизаны золотистые и цветные бусы и три старинных серебряных гривенника, самый старый из которых 1856 года.
В других пого подвески могут быть дополнены гранеными цветными пуговичками, иметь больше монет и т.д.
Орнамент несложен. В нем можно только проследить круги; назван он нами тернихоз - «кругами». Ярче орнамент выражен на более позднем пого бельтирки Карачаковой, где он состоит из 5 таких кругов. Возможно, он когда-то осмыслялся как солярный.
Другие два пого этой же Шурышевой отличаются тем, что форма их каркаса более удлиненная, чем на первом, более старом пого; эти пого были уже справлены ее матерью, т.е. на рубеже XX века.
Пого обычно делает, если она имеет эту возможность, мать еще до замужества дочери, но бывает, что пого делает уже после свадьбы для своей жены муж.
Оба более поздних пого Шурышевой сплошь зашиты бисером, пуговиц на нем, в отличие от первого, немного, и они выполняют определенную роль в орнаменте, который включает в число своих элементов не только круги, но и «почки», «червей» (с русского) и «извилины».
Пого составляет национальную особенность качинской женской одежды, но похожие нагрудные украшения были также у башкир и якуток.
http://uploads.ru/t/x/u/8/xu8Av.jpg
Хакаль был распространен в центральной Башкирии и представлял собой лопатообразный кусок двойной ткани, закрывавшей всю грудь до талии, обшитый но краям рядами коралла, сплошь зашитый посередине старинными мелкими монетами, круглыми пуговицами, серебряными украшениями и т.д.
http://uploads.ru/t/C/v/6/Cv6wS.jpg
Держался он на шее посредством завязок. На рубеже нашего века его стали носить некоторые из южных башкирок.

В XIX веке якутское женское нагрудное украшение уже исчезло. Носили его, видимо, как и качинское пого. только замужние женщины. Называлось оно «тигилук» и было «увешано» стеклянными бусами.
А.П. Окладников, говоря о якутском тигилуке. возражает Линдау, считавшему, что тигилук поразительно похож на тунгусские нагрудники. «Якутские нагрудники, - пишет А.П. Окладников, - ближе всего не к тунгусскому переднику, а к аналогичной части женского костюма некоторых других тюркских племен, в том числе сибирских тюрок и башкир». Первоначальным назначением качинского, якутского и башкирского нагрудников, по-видимому, было закрывать грудь, открывавшуюся в прорез ворота рубахи"
http://uploads.ru/t/0/g/C/0gCAR.jpg
Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию.
http://uploads.ru/t/S/k/9/Sk9xC.jpg
Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования.
http://uploads.ru/t/O/F/z/OFzg5.jpg
Нагрудник, видимо, связан с почитанием богини Умай, которая дарует молодоженам души детей. Потому-то свахе необходимо было надевать пого на свадьбу, чтобы привлечь в дом молодоженов милость богини и семейное счастье и благополучие. В настоящее время пого получил широкое распространение. Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.

КРАСОТА   ПОГО
http://uploads.ru/t/u/q/r/uqr9N.jpg
http://uploads.ru/t/4/E/7/4E7Mv.jpg
http://uploads.ru/t/p/V/I/pVIQi.jpg
http://uploads.ru/t/0/I/l/0IlaX.jpg
http://uploads.ru/t/Z/B/u/ZBuXJ.jpg
http://uploads.ru/t/s/4/C/s4Cbe.jpg
http://uploads.ru/t/X/j/7/Xj7Lq.jpg
http://uploads.ru/t/q/S/N/qSNVs.jpg
http://uploads.ru/t/V/X/8/VX8bo.jpg
http://uploads.ru/t/p/3/X/p3XCq.jpg
http://uploads.ru/t/e/k/c/ekcxF.jpg
http://uploads.ru/t/0/Z/r/0Zrua.jpg
http://uploads.ru/t/d/6/A/d6AM9.jpg
http://uploads.ru/t/8/d/M/8dMqY.jpg
http://uploads.ru/t/E/C/8/EC8Iz.jpg
http://uploads.ru/t/r/L/T/rLTKu.jpg
http://uploads.ru/t/R/h/z/RhzCS.jpg
Источники:

1. Кидиекова И.К. ПOFO./ И.К. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с. 51

2. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.86-101

3. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года: Научное издание./ отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525с.
4. Бутанаев В.Я. Хакасы из провинции Хэйлунцзян./ В.Я. Бутанаев . - Абакан: Издательство Хакасского гос университета им. Н.Ф. Катанова. - 84 с.
5. Шибаева Ю.А. Одежда Хакасов./ Ю.А. Шибаева. – 2-е изд. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 140 с.
6. Сайт: http://festival.1september.ru/articles/514548

0

3

Ruva написал(а):

Оно считалось очень ценным из-за обилия на нем покупных перламутровых пуговиц.

Вот так вот... а мы тут с инетмагазинов не вылазим, всё себе красоту иШШем... а люди носили и радовались, с ума сойти...

Спасибо тебе, потрясающая подборка!!!

0

4

Zulfiajani написал(а):

Вот так вот... а мы тут с инетмагазинов не вылазим, всё себе красоту иШШем... а люди носили и радовались, с ума сойти...

Африканские племена используют для украшений крышки от пепси и железные баночки, на них это смотрится потрясно этнично))

0

5

Ruva написал(а):

Африканские племена используют для украшений крышки от пепси и железные баночки, на них это смотрится потрясно этнично))

Читала вчера книгу про современный Пакистан - женщины деревень  Балторо даже блестящие веревочки (какими у нас торты завязывают в магазине) режут на кусочки и втыкают в головные уборы, и эти кусочки веревочек там поблёскивают. У них ничего не пропадает даром.

0

6

Zulfiajani написал(а):

блестящие веревочки (какими у нас торты завязывают в магазине) режут на кусочки и втыкают в головные уборы

мне кажется на нас это будет иначе смотреться

0

7

Ruva написал(а):

мне кажется на нас это будет иначе смотреться

понятное дело:)

0

8

Zulfiajani написал(а):

понятное дело:)

Но я думаю во фьюжене можно использовать))))

0


Вы здесь » SIBTRIBAL. Всё о трайбле в Cибири. » Tribal - настроение » Женское украшение Пого