Пого (ПOFO) - хакасское женское нагрудное украшение, сохранившее за время своего бытования устойчивость формы с незначительными модификациями. Это украшение представляет собой полусферическое, иногда подково- или копытообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером, коралловыми мелкими бусами и перламутровыми круглыми пластинами тана с кораллом посередине. Основной акцент делался на перламутрах тана в нечетном количестве — от трех до девяти. В 19 в. пого носили на уровне живота, современные женщины обычно его носят на уровне груди.
Сваха и невеста - качинки. фото сделал Федоров Н.В. в 1910 году
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека — вступлением в брак, созданием семьи. Пого — принадлежность одежды свахи, многодетной благополучной женщины. Пого надевали поверх свадебной одежды. В ансамбле с Пого на свахе должна быть — родовая шапка.
Прибытие свах
Пого. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П. Черепанова, 1947г.
Термин «Пого», изменяясь во времени, вобрал в себя и сохранил значение родового узла счастья, состоявшего из знаков солнца и луны, ход Солнца по небу — вместилище души, тесно связанные с идеей плодородия, деторождения.
В этимологическом словаре есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.
Напоминает по форме пого и полумесяц с закругленными рожками. Обтянутый плисом, украшенный перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы и бисер, образуя круги, сердечки, «почки», трехлистники и другие древние узоры. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силбiрге с мелкими серебряными монетками на концах.
Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы.
В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.
У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.
Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску. В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега. Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”.
Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.
Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.
Обычно женщины готовили пого своим дочерям перед свадьбой.
Вот как описывает пого Шибаева Юлия Артемьевна, известный этнограф, которая в советские времена прошла репрессии, в своей книге "Одежда хакасов". Книга была написана по итогам сбора материалов в экспедициях по Хакасии в 1945-1951 гг.
"В народный костюм входят и украшения. Среди них, бесспорно, наиболее интересны у качинок их нагрудные украшения - пого. Известны они у них давно
Носили их исключительно замужние женщины (но только не вдовы).
Пого представлял собой закругленный кусок плотной ткани или кожи размером примерно 30x30 см. с лицевой стороны покрытый тканью, чаще всего бархатом, и сплошь богато расшитый разноцветными бусами, кораллами, монетами, серебряными и золотыми бляхами, украшенный аграфами, а также круглыми перламутровыми пуговицами, что вместе составляло определенный красочный орнамент. Все это покупалось, и стоило пого очень дорого.
К верхним краям пришивали тесьму, которую надевали на шею, и, таким образом, пого ложилось на грудь. Носить пого полагалось поверх идектiг тон и надетый на него сигедек.
Пого Кичили Ивановны Шурышевой было справлено еще ее бабушкой по матери.
Отредактировано Ruva (2012-02-03 14:34:18)